Инвалиды — одна из социально незащищенных групп населения, требующая особого внимания со стороны государства. Права инвалидов регулируются на федеральном уровне законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 N 181-ФЗ. Кроме того, существуют законы субъектов РФ о социальной защите инвалидов (закон Забайкальского и Камчатского края, Новосибирской, Омской, Мурманской области).
К сожалению, в нашем регионе существует множество проблем, касающихся социальной поддержки инвалидов. Согласно официальным данным сайта правительства Кировской области (на 01.01.2016г.), в нашей области проживает 139,17 тысяч инвалидов, что составляет 10,7% от общего числа населения Кировской области, из них детей-инвалидов – 3972 человека.
Данные показатели свидетельствуют о необходимости урегулирования на региональном уровне отношений, возникающих в сфере социальной защиты и поддержки инвалидов. С этой целью Законодательным Собранием Кировской области был разработан проект закона «О социальной защите инвалидов в Кировской области» (отозван 03.11.2016г.). Обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, интеграция людей с инвалидностью в социум, содействие трудовой занятости инвалидов — актуальные задачи современного общества, требующие незамедлительного решения.
В данном законопроекте отражены основные направления социальной защиты инвалидов, а также определена роль органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки населения.
Анализ проекта закона Кировской области "О социальной защите инвалидов" и его сравнение с уже существующим Федеральным законом, а также с подобными законами субъектов РФ (а именно с законами Новосибирской и Мурманской областей), позволяют сделать следующие выводы:
1. В проекте закона "О социальной защите инвалидов в Кировской области" отсутствует положение о недопустимости дискриминации по признаку инвалидности (ст. 3.1. соответствующего Федерального закона), положение об ответственности за причинение вреда здоровью, приведшего к инвалидности (ст. 6 Федерального закона), а также об ответственности за нарушение прав инвалидов (ст. 32 Федерального закона).
2. В проекте закона Кировской области не упоминается положение о медико-социальной экспертизе, а также положение о реабилитации и абилитации инвалидов, которым в Федеральном законе посвящены целые главы.
3. В проекте закона Кировской области практически не проработаны пункты, касающиеся медицинской помощи инвалидам (ст. 5 п.1), обеспечения инвалидов жилыми помещениями (ст. 5 п. 2). Данные пункты содержат только ссылки на федеральные и региональные правовые акты, регулирующие данные сферы, в то время как в ст. 17 Федерального закона подробно расписан порядок обеспечения инвалидов жильем, требования, предъявляемые к жилым помещениям, занимаемым инвалидами. Также в ФЗ подробно прописаны меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг.
4. Статьи, посвященные обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, подробно прописаны как в федеральном (ст. 15). так и в региональном законе (ст. 6). Однако в законопроекте Кировской области отсутствует важное положение о необходимости планировки и застройки городов и населенных пунктов и производстве транспортных средств общего пользования с учетом возможности беспрепятственного доступа к ним инвалидов. Не упоминается и о необходимости оборудования объектов транспортной инфраструктуры специальными приспособлениями, обеспечивающими возможность беспрепятственного доступа к ним инвалидов.
5. Недостаточно разработан п. 3 ст. 5 закона Кировской области, касающийся общего, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов. Не указана необходимость создания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
6. Отдельная статья законопроекта Кировской области (ст. 7) посвящена обеспечению занятости инвалидов. В ней упоминается о необходимости создания организациями специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также порядок предоставления инвалидам гарантий трудовой занятости. Однако в проекте, в отличии от Федерального закона, отсутствует упоминание о необходимости создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации, абилитаци, создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов, организации обучения инвалидов новым профессиям.
7. П. 3 ст. 7 проекта закона Кировской области устанавливает квоту для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников, если численность работников превышает 100 человек, однако не упоминается об установленной Федеральным законом квоте для работодателей, численность работников которых составляет не менее 35 человек и не более 100 человек (не выше 3 процентов среднесписочной численности работников).
8. В проекте закона Кировской области нет упоминания об условиях труда инвалидов, не указаны права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов.
9. В проекте закона Кировской области отсутствует положение о Ежемесячной денежной выплате инвалидам (в Федеральном законе —ст. 28.1).
При сравнении проекта закона Кировской области с подобными законами других регионов РФ (были рассмотрены соответствующие законы Новосибирской и Мурманской области), были отмечены следующие моменты:
1. В проекте закона Кировской области отсутствует положение об основных принципах социальной защиты инвалидов (ст. 2 закона Новосибирской области) и о финансировании расходов, связанных с реализацией данного закона.
2. В законе «О социальной защите инвалидов» Новосибирской области большое внимание уделено поддержке детей-инвалидов. Также в данном законе упоминается о необходимости вовлечения инвалидов в занятие творческой деятельностью, физкультурой и спортом.
3. В законе «О социальной защите инвалидов в Мурманской области» подробно расписано положение о содействии занятости инвалидов (меры социальной поддержки инвалидов, организация специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов), а также указаны права, обязанности и ответственность работодателей в обеспечении занятости инвалидов.
Таким образом, проект закона «О социальной защите инвалидов в Кировской области» требует серьезной доработки.
Остается надеяться, что после того, как 3 ноября 2016г. данный законопроект был отозван Правительством Кировской области, в него будут внесены все необходимые поправки, и уже в следующем году инвалиды, проживающие в нашем регионе, получат возможность эффективно защищать свои права и интересы, ссылаясь на закон «О социальной защите инвалидов в Кировской области», который к тому времени уже будет принят.
Материал подготовлен с помощью: официального сайта Правительства Кировской области (www.kirovreg.ru), СПС "КонсультантПлюс", www.kodeks.ru.
Фото: svopi.ru