Правительство Российской Федерации 28 августа 2017 года утвердило стратегию государственной политики в области защиты прав потребителей до 2030 года.
Работа будет осуществляться на основе Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1"О защите прав потребителей" (далее - закон «О защите прав потребителей»). Закон старый, принятый в 1990-е годы. До этого закона действовали типовые правила советского периода. За 25 лет его существования в закон «О защите прав потребителей» было внесено более 230 поправок. Новые нормативные акты принимаются уже на правительственном уровне, особенно в финансовой сфере, телекоммуникациях, жилищно-коммунальном хозяйстве. Такое положение вещей порождает противоречивую правоприменительную практику, оставляет лазейки для нарушений. В итоге люди сталкиваются с мошенничеством, утратой имущества и целым рядом иных правонарушений.
Стратегия призвана задать ориентиры регулирования в этой сфере – и через специальные программы, и через индивидуальное консультирование (правовое просвещение). Большая роль отведена различным гражданским инициативам и обществу по защите прав потребителей.
Первоочередное внимание в стратегии уделено таким важным для здоровья людей сферам, как продукты питания, медицинские услуги, фармацевтические товары, энергоснабжение, коммунальные услуги, туристические услуги, где возникает наибольшее количество вопросов, нареканий и по поводу чего граждане чаще всего обращаются за консультациями, в том числе за судебной защитой.
Основными целями Стратегии являются:
- обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к безопасным товарам и услугам;
- защита интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам при акцентировании внимания на социально уязвимые группы населения;
- повышение уровня и качества жизни населения РФ.
Для достижения целей Стратегии предусматривается реализовать следующие приоритетные направления:
- обеспечение защиты граждан РФ как потребителей;
- защита потребительских прав социально уязвимых групп населения;
- стимулирование моделей производства и сферы услуг, способных удовлетворить потребности и запросы потребителей;
- предотвращение появления недобросовестных практик со стороны хозяйствующих субъектов, которые отрицательно сказываются на потребителях;
- развитие рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах;
- продвижение принципов рациональной модели потребления;
- содействие созданию и деятельности общественных объединений потребителей;
- расширение международного сотрудничества в области защиты прав потребителей.
Для обеспечения защиты граждан РФ как потребителей предлагается, в частности:
- проводить политику, направленную на обеспечение наличия в обороте качественной и безопасной продукции, с полной и достоверной маркировкой товаров;
- обеспечить введение механизма контрольной закупки;
- обеспечить внесение изменений в законодательство Российской Федерации в отношении прав (полномочий) органов местного самоуправления в области защиты прав потребителей;
- внедрять правовые механизмы защиты прав и законных интересов групп потребителей в судах (групповых исков);
- способствовать просвещению и информированию потребителей, в том числе через организацию в многофункциональных центрах консультирования потребителей, включающего такие важные аспекты защиты интересов потребителей, как здоровое питание, предупреждение заболеваний, вызываемых пищевыми продуктами, фальсификация продуктов питания, опасности, связанные с использованием товаров, маркировка товаров, порядок доступа к механизмам урегулирования споров, информация об организациях по вопросам защиты прав потребителей;
- способствовать обеспечению защищенности личной информации и данных потребителей, в том числе через введение запрета на понуждение потребителей под угрозой отказа в совершении сделки к предоставлению персональных данных в случаях, когда предоставление таких данных не предусмотрено законодательством Российской Федерации и не связано с совершением сделки по реализации товаров (работ, услуг), а также через установление административной ответственности за нарушение такого запрета;
- осуществлять эффективное взаимодействие и координацию деятельности участников национальной системы защиты прав потребителей на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Несомненно, реализация стратегии урегулирует множество порождаемых ранее и неразрешенных споров в сфере защиты прав потребителей, что позитивно скажется на последних. В частности, улучшится качество производимых товаров, продаваемых потребителю, потому как производителю станет экономически невыгодно производить и реализовывать продукцию низкого качества, заполонившую прилавки магазинов за последние несколько лет.
Материал подготовлен с помощью: rg.ru, static.government.ru, СПС "КонсультантПлюс".
Фото: Soliletsk.ru