78-30-88 ☛ г. Киров, ул. Карла Маркса, д. 99, этаж 7, оф. 8 ☛ ПН-ПТ: 09:00-18:00 

Главная / На заметку / В каких случаях и в каком размере можно требовать компенсации морального вреда

В каких случаях и в каком размере можно требовать компенсации морального вреда

8 февраля 2016
В каких случаях и в каком размере можно требовать компенсации морального вреда

Справка. Определение морального вреда

Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями или бездействием, посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага - жизнь, здоровье, достоинство личности, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и т.п. Также это действия, нарушающие его личные неимущественные права - право на пользование своим именем, право авторства и др. либо нарушающие имущественные права.
Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др.
(п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10).


1. Нарушение имущественных прав
Моральный вред причинен действиями или бездействием, нарушающими имущественные права гражданина, в случаях, предусмотренных законом
(ст. 1099 ГК РФ).
При этом моральный вред компенсируется независимо от возмещения имущественного вреда (ст. 1099 ГК РФ; ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).


2. Нарушение неимущественных прав
Моральный вред причинен действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом (ст. 151 ГК РФ).
Компенсировать моральный вред можно, в частности, в следующих случаях:
➙ нарушение тайны завещания (ст. 1123 ГК РФ);
➙ нарушение прав и интересов в результате распространения ненадлежащей рекламы (ст.
38 Закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ);
➙ нарушение прав в области персональных данных (
ст. 17 Закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ);
➙ нарушение прав и интересов в связи с разглашением информации ограниченного доступа (ст. 17 Закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ);
➙ невыполнение условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом (ст. 6 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ);
➙ нарушение изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, при наличии вины причинителя вреда (ст. 15 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Одно из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда - вина причинителя. Исключение составляют случаи, прямо предусмотренные законом. Например, когда вред причинен жизни или здоровью источником повышенной опасности (
ст. 1100 ГК РФ; п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 N 10).


Вы можете требовать компенсации морального вреда в любом размере. Тем не менее, при определении размера компенсации суд принимает во внимание степень вины нарушителя, учитывает физические и нравственные страдания, связанные с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред (ст. 151 ГК РФ).
 

Вам нужна юридическая помощь?
Звоните: 78-30-88

ПРЕИМУЩЕСТВА РАБОТЫ С НАМИ

ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ
Мы понимаем интересы наших клиентов и всегда внимательно анализируем сложившиеся обстоятельства дела, что позволяет нам достигнуть необходимых результатов
ГРАЖДАНСКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ
Обратившись в нашу организацию, Вы получаете качественные услуги экспертов, имеющие многолетний опыт разрешения гражданско-правовых дел
ОПЕРАТИВНОСТЬ
Мы всегда учитываем срочность достижения результата для наших клиентов, поэтому соблюдение поставленных сроков является одним из главных приоритетов в нашей работе
ПОНЯТНЫЙ МЕХАНИЗМ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
Наши клиенты всегда получают точное представление о том, какие затраты им предстоят, до начала работы
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КЛИЕНТУ
Наша компания ориентируется на долгосрочное сотрудничество, обеспечивая доверительный и конфиденциальный режим работы
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЗАПИСАТЬСЯ НА ПРИЕМ
^ Наверх